Дзэн — это творческое состояние, наивысшее цветение, чистота и постоянная приподнятость духа, это непрекращающаяся медитация.
Вытекает из даосизма, согласно которому основой миропорядка является дао (истинный путь).
Задача ученика дзэн — отыскать этот путь и неукоснительно следовать ему, ибо человек дзэн, куда бы он ни шёл, всегда движется к своему Высшему Я, к Источнику Бытия, к источнику насыщения.
Дзэн — это не религия, не философия и не наука; не предполагает веру в существование какого-либо бога; не занимается проблемой существования бога и, по словам Д.Т. Судзуки, дзен ни теистичен, ни атеистичен.
Дзен не ищет смысла жизни, он практичен, лишь описывает условия существования страдания и указывает способ его преодоления.
Центральная идея дзен проста и удивительна: каждое существо обладает природой пробуждённого Будды, цель жизни — познание этой природы, познание собственной истинной природы и, следовательно, познание самих себя.
Дзэн родственен даосизму, веданте и йоге. Он удивительно созвучен современной психотерапии и психоанализу.
Два основных вида регулярной дзэнской практики — это сидячая медитация (дзадзен) и простой физический труд.
Они нацелены на успокоение и объединение ума. Когда ум успокаивается, неведение и беспокойство уменьшаются.
Тогда в ясной тишине практикующий способен увидеть свою природу.
Однако, сидячая медитация не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей «сидение просто так». С
читается,что дзэну невозможно научить. Можно лишь указать направление пути для достижения личного просветления (сатори) кэнсё.
Все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит лишь в её реализации.
Просветление наступает всегда внезапно, как вспышка молнии, оно не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно.
В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным писаниям, и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу (медитация).
Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори уже в этом воплощении, выйдя из бесконечного цикла рождений и смертей (сансары).
В дзэне есть такое выражение: «Сансара есть нирвана», которое выражает эту идею о достижимости просветления в любом воплощении.
Четыре ключевых отличия дзэн:
- Особое учение без священных текстов.
- Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
- Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.
- Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.
Добавить комментарий (через VK):